Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для организации образовательной деятельности ребенка-инвалида и детей с тяжелыми нарушениями речи в МДОБУ «Саракташский д/с №9» функционирует 1 группа комбинированной направленности, 1 группа компенсирующей направленности, в которых реализуется адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка- инвалида (ИПРА) и адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Для формирования сенсорных способностей в групповом помещении есть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек. Также, в каждом групповом уголке имеются игры пособия, подобранные для разностороннего развития ребенка-инвалида. В группе для ребенка-инвалида предусмотрено большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Также в уголке здоровья размещены дидактические игры, направленные на развитие навыков самообслуживания.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группах комбинированной и компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) оформлены речевой и книжный уголки, подобран игровой и дидактический материал, направленный на развитие артикуляционной моторики и дыхания. Для развития мелкой моторики используются массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, различный материал для составления букв. Подобраны материалы по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты), пособия для звукобуквенного анализа (схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова, игры по лексике и грамматике, по развитию связной речи), пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схема слова).
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах комбинированной и компенсирующей направленности обеспечивает возможность для проведения индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Кабинет педагога-психолога оснащен диагностическим, методическим материалом, учебно-наглядными пособиями и предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи, ребенком-инвалидом, диагностического обследования детей, индивидуальной работы с родителями (законными представителями) детей, работы с педагогами МДОБУ "Саракташский д/с №9".
Организованная развивающая предметно-пространственная среда на рабочем месте учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Наполнение развивающих уголков в группах комбинированной и компенсирующей направленности и у учителя - логопеда соответствует изучаемой лексической теме, что создает дополнительную возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. У учителя-логопеда есть специальные технические средства обучения и дидактические пособия: зеркало с лампой дополнительного освещения, комплекты зондов для постановки звуков; шпатели; вата, марлевые салфетки; дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания. Для проведения диагностики детей используются логопедические альбомы для обследования звукопроизношения, фонетико-фонематической системы речи.
Объекты для проведения практических занятий
В МДОБУ "Саракташский д/с №9" оборудованы следующие помещения для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей-инвалидов и детей с тяжелыми нарушениями речи: музыкальный зал, совмещенный с физкультурным, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога.
В МДОБУ "Саракташский д/с №9" оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми-инвалидами и детьми с тяжелыми нарушениями речи, расположенными на территории: теневые навесы, спортивная площадка, огород.
Библиотека
Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и детей — инвалидов. Библиотека МДОБУ "Саракташский д/с №9" оборудована в методическом кабинете.
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи и детей-инвалидов в МДОБУ "Саракташский д/с №9" оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
- Музыкальный зал, совмещённый с физкультурным, предназначенный для проведения утренней зарядки, занятий физической культурой, проведения спортивных праздников, развлечений и соревнований с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
Зал оснащен мебелью, соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами.
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, занятий физической культурой и спортивных развлечений используется музыкальное сопровождение.
В зале имеется стандартное и нестандартное спортивное оборудование.
- На территории МДОБУ "Саракташский д/с №9" располагается спортивная площадка, способствующая полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развитию его личности. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками.
- В группах оборудованы физкультурные уголки для проведения оздоровительно-профилактической работы, развития двигательной активности и физических качеств детей, расширения индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности.
Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с тяжелыми нарушениями речи в МДОБУ "Саракташский д/с №9" используются различные средства обучения и воспитания:
- приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь - обручи пластмассовые, мячи резиновые, гимнастические палки, кольцеброс, гимнастические обручи разной величины, флажки "Россия", мешочки для метания, корзины, мячи "Кузнечик", тоннели, канат для перетягивания, скакалки, конусы, мячи баскетбольные, мешочки для прыжков, ленты с колечками, мячи массажные, мат, стойки для прыжков, тренажеры детские механические, гимнастические скамейки, дуги для подлезания, кегли;
- инструменты (в том числе музыкальные) - металлофон, барабан, треугольник, звуковысотные колокольчики, тарелки металлические, маракасы, трещотки, ложки деревянные, маракасы из бросового материала, бубенцы, балалайки, бубен, дудочки, погремушки, кастаньеты, детская гармонь.
- учебно-наглядные пособия - серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта», «Мир в картинках»: «Хохлома», «Филимоновская народная игрушка», «Каргополь», «Мир в картинках»: «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Деревья и листья», «Цветы», «Ягоды лесные», «Овощи», «Инструменты домашнего мастера», «Бытовая техника», «Насекомые», «Один-много», наглядно-дидактическое пособие "Развитие речи в детском саду для занятий с детьми 4-6 лет", «Рассказы по картинкам»: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», «Родная природа», «Распорядок дня», «Летние виды спорта», «Профессии», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Великая Отечественная война», «Защитники Отечества», "Логопедический альбом для обследования звукопроизношения", " Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи";
- аппаратно-программные и аудиовизуальные средства - проектор, экран, музыкальный центр, пианино, микрофоны, аудио подборка художественных произведений;
- печатные образовательные ресурсы необходимые для организации образовательной деятельности - комплект детских книг, энциклопедии, набор букв русского алфавита;
- иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений, магнитная доска, интерактивный стол "Мультистудия.
Обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Состояние доступности основных структурно- функциональных зон: доступно- частично избирательно.
В МДОБУ "Саракташский д/с №9" созданы условия для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
— при входе на территорию МДОБУ "Саракташский д/с №9" расположена кнопка вызова сотрудника;
— при входе в здание МДОБУ "Саракташский д/с №9" имеется переносной пандус;
— имеется возможность самостоятельного передвижения по территории образовательной организации, в том числе с помощью работника уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
— при входе в МДОБУ "Саракташский д/с №9" и выходе из него имеется возможность оказания содействия с помощью работника – уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
— при входе в МДОБУ "Саракташский д/с №9" имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
— официальный сайт МДОБУ "Саракташский д/с №9" имеет версию для слабовидящих (для инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
В соответствии с Паспортом доступности МДОБУ "Саракташский д/с №9" для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, сроки и объемы работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии с требованиями законодательства запланированы в срок до 2027 года.
Специальные условиях питания
Разработанное 10-дневное меню недифферинцированно, так как дети-инвалиды и дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют ограничений в питании и питьевом режиме.
В детском саду питание детей осуществляется посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительное питание (соки, напитки, питьевая вода).
При организации питания детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании (при их наличии в детском саду), должны соблюдаться следующие требования:
1. Организация лечебного и диетического питания в соответствии с представленными родителями (законными представителями) ребенка назначениями лечащего врача.
Индивидуальное меню разрабатывает специалист-диетолог с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача).
2. Выдача детям рационов питания осуществляется в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации.
3. Допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, условиями для мытья рук.
Специальные условия охраны здоровья
В МДОБУ "Саракташский д/с №9" созданы специальные условия для охраны здоровья обучающихся:
- Для оказания первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, в здании детского сада на 1 этаже располагается медицинский кабинет: площадь медицинского кабинета - 10,0 кв.м. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинским персоналом учреждения здравоохранения (ГБУЗ Саракташская РБ), на основании заключенного договора. На основании медицинских обследований детей узкими специалистами, опросов родителей, медицинским работником воспитанники определяются в группы здоровья, подготавливаются рекомендации для педагогов по проведению физкультурно - оздоровительной работы.
- Для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей-инвалидов определен оптимальный режим учебных занятий. Для детей с тяжелыми нарушениями речи расписание занятий составлено с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности занятий. Учитель-логопед организует образовательную деятельность в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей 5-6 лет и 6-7 лет. В группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в период с 1 по 15 сентября отводится время для сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на учебный год. С третьей недели сентября начинаются логопедические занятия с детьми в группах комбинированной и компенсирующей направленности: 4 раза в неделю с детьми 5-6 лет – 1 час 40 минут и 4 раза в неделю с детьми 6-7 лет - 2 часа в неделю.
- Педагог-психолог работает с детьми с тяжелыми нарушениями в индивидуальном режиме в свободное от занятий время и во вторую половину дня. Коррекционно-развивающая деятельность педагога- психолога не входит в расписание, так как малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, по заявкам родителей и педагогов групп. Количество занятий и состав групп определяются по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами и индивидуально.
- Для детей-инвалидов воспитатели в группе создают комфортные условия для развития, воспитания и образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и рекомендаций специалистов. Учитель-логопед проводит раз индивидуальные коррекционные занятия с детьми-инвалидами, на которых осуществляет работу по развитию мелкой и артикуляционной моторики, развитию связной речи и речевого общения, способности к самообслуживанию и ориентации, общению, контролю за своим поведением и ориентировки в пространстве и на своём теле. Также учитель-логопед консультирует родителей (законных представителей) детей-инвалидов по вопросам воспитания в семье; консультирует педагогов по вопросам организации взаимодействия с ребенком – инвалидом.
- Педагог-психолог осуществляет индивидуальное коррекционное занятие с ребенком – инвалидом по развитию способностей к самообслуживанию, ориентации, общению, контролю за своим поведением; консультирует родителей (законных представителей) ребенка-инвалида и педагогов по вопросам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Для пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда педагоги дошкольного учреждения осуществляют тесное взаимодействие с семьями воспитанников по всем вопросам оздоровления детей, проводят совместные мероприятия с родителями, оказывают консультативную поддержку родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей. В каждой возрастной группе имеются информационные стенды, где систематически размещается информация о проблемах сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни. Широко используются возможности официального сайта дошкольного учреждения и аккаунты в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассниках".
- Для организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом предпринимаются профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
-соблюдение режима дня;
-ежедневные прогулки;
-снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы, массаж ушных раковин);
-комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки;
-наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, бактерицидные лампы);
-дыхательная гимнастика;
-ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
-организация теплового и воздушного режима помещения;
-утренняя гимнастика;
-корригирующая гимнастика;
-физкультурные занятия;
-закаливание (ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим);
- ходьба по массажным коврикам;
-мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ (употребление фитонцидов - лук, чеснок);
-использование в работе современных здоровьесберегающих технологий.
- В качестве санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий проводится вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой.
Доступ к информационным системам
В МДОБУ "Саракташский д/с №9" с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательных отношений в условиях информационного общества создано единое информационное пространство:
- электронная почта;
- 5 сетевых точек выхода в Интернет;
- обеспечена открытость и доступность размещения информации на фициальном сайте МДОБУ "Саракташский д/с №9" в сети "Интернет".
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со скоростью 5 Мбит/сек. Оказание данных услуг осуществляется провайдером Ростелеком (договор от 08.12.2023 № 3304240).
Электронные образовательные ресурсы
Для повышения качества образовательной деятельности педагоги используют следующие электронные образовательные ресурсы: презентационные материалы, звукозаписи, видеофрагменты, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием тем и возрастом детей, анимационные произведения.
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи и ребенка-инвалида в образовательной деятельности не используются.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МДОБУ "Саракташский д/с №9" отсутствуют